Velvet Goldmine
Описание: 1971 год. Глэм-рок врывается на музыкальную сцену. Брайан Слэйд оказывается в центре внимания. Он вместе с американским рокером Куртом Уайлдом завоевывают мир. 1974 год. Неожиданно на пике карьеры Брайан решает имитировать свою смерть на сцене. 1984 год. Десять лет со дня исчезновения Слэйда. Журналист Артур Стюарт расследует это дело и докапывается до правды. События совпали с пиком сексуальной революции в Англии, которая сопровождалась массовыми беспорядками, волнениями молодежи, рок-концертами, похожими на ад, и реками кокаина.
О фильме: Предполагалось, что "Velvet Goldmine" будет напрямую рассказывать о Дэвиде Боуи, и Хейнс исходил из его биографии. Но Боуи оказался, мягко говоря, не в восторге от проекта и запретил использовать в нём свои песни. В интервью журналу Getting It (5. 10. 1999) Боуи сказал, что сценарий - дрянь, что его образ в фильме неинтересен, а сам глэм-рок выглядит искусственным и прилизанным (похожим на то, что делали в 80-х Новые Романтики, пытаясь воссоздать идею глэма), тогда как в 70-х глэм был вульгарным, безвкусным и смешным. Со-продюсер "Velvet Goldmine" Майкл Стайп (R.E.M.) написал Боуи длинное письмо, тот был тронут, но остался непреклонен. Таким образом, фильм лишился песни, давшей ему название (и ещё 6-ти песен Боуи, которые должны были там звучать), а Хейнс переименовал своего персонажа в Брайана Слэйда, впрочем, не меняя его сути. Совершенно феерический Саундтрек "Velvet Goldminе", даже без главного бриллианта в короне, является достойнейшей коллекцией классики 70-х. Стоит последовать совету, данному в самом начале фильма (такому же совету, как на обложке альбома Ziggy Stardust) и слушать это на максимальной громкости.
Placebo снялись в роли глэм-группы The Flaming Creatures.
Режиссёр, по его словам, "старался отследить эволюцию таких людей как Брайан Ферри, Дэвид Боуи и Брайан Ино, вернуться к их источникам", он считает, что "есть много общего между тем, что происходило вокруг глэм-рока и личностью Оскара Уайлда". Он решил найти параллели между биографиями Оскара Уайлда и Дэвида Боуи, и представить Уайлда почти что первым глэм-рокером.
Фильм начинается более чем необычно для рок-истории - крупный план НЛО и маленький Оскар, подброшенный на порог дома Уайлдов. С первых кадров это больше напоминает сказку и, по сути, остаётся ею до конца. С Оскаром на Землю попадает некий волшебный предмет (зелёная брошь), который с тех пор передаётся среди людей как символ неземного дара.
Таким образом, реальность и фантазия сливаются в единое целое, где иногда бывает трудно отличить одно от другого. В героях безошибочно угадываются реальные люди - Игги Поп (Курт Уайлд), Боуи и его окружение, а сценарий основан на столь же реально существующих (хотя, несколько переосмысленных сценаристом-режиссёром) биографиях, однако, зачастую происходящее напоминает скорее сон, чем явь. Наверное, именно так и должны выглядеть события, преломляющиеся через призму юношеских впечатлений журналиста (в прошлом - фаната-тинэйджера) и воспоминаний людей, которых он встречает. Ведь память работает избирательно и творчески, разбавляя невольным (или осознанным) вымыслом и без того разрозненные факты. Как и заявлено в самом начале фильма, он не претендует на достоверность.
35 лет назад (3 июля 1973-го) Дэвид Боуи прямо на сцене "убил" своего тогдашнего персонажа - Зигги Стардаста, но, как оказалось, лишь для того, чтобы тот стал его личным пожизненным привидением. Этот образ будет всегда преследовать своего создателя и жить многие десятилетия, как образ любой звезды, погибшей в зените славы. В фильме факт убийства показан буквально, хотя, позже даётся понять, что оно было фиктивным. Впечатлительный подросток из зрительного зала, ставший потрясённым свидетелем "преступления", через 10 лет, уже будучи журналистом, окунается (по заданию редактора) в своё прошлое и прошлое Брайана Слэйда, пытаясь выяснить, кем был и куда исчёз этот человек...